Курсы массажа
  • Блог
  • КУРСЫ МАССАЖА в Севастополе

ТРЕНИРОВКА РУК МАССАЖИСТА

07/12/2022 0

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОГРАММЫ ТРЕНИРОВКИ РУК МАССАЖИСТА

  • Стремиться к тому, чтобы движения левой и правой руки были аналогичными, синхронными, так как одинаковое владение ими для массажиста служит одним из показателей его квалификации.
  • Развивать не только способности суставов и мышц кистей, но всей свободной верхней конечности и плечевого пояса, так как они представляют собой единую кинематическую цепь.
  • Занятия не должны быть длительными и утомительными, а долж­ны быть краткими, но систематическими. При утомлении необхо­димо сделать перерыв или выполнить упражнения на расслабле­ние мышц рук (встряхнуть ими и т.п.).
  • Переходить от простого к сложному следует постепенно, оттачи­вая правильность и эстетическую привлекательность выполнения движений («правильное красиво, красивое правильно»).
  • Подбирать необходимый комплекс упражнений надо, соблю­дая принцип индивидуальности в зависимости от имеющихся анатомо-функциональных особенностей строения (формы кисти, длины рычагов и т.п.), определенных признаков дисгармонично­го развития (таких как тугоподвижные суставы, слабые мышцы и т.п.) и, конечно, учитывая побудительные мотивы занятиям.

Прежде чем переходить непосредственно к совершенствованию дви­гательных способностей, массажист должен знать и уметь выполнять приемы гигиенического самомассажа, предназначенные для увеличе­ния кровотока, профилактики застойных явлений, усиления трофики тканей и регуляции мышечного тонуса. Систематические сеансы само­массажа должны органично войти в его распорядок дня. Как правило, массируют мышцы шеи, надплечий и верхних конечностей.

Наиболее оправданно применение методики самомассажа, включаю­щей следующий порядок выполнения приемов: для крупных мышечных групп — поглаживание, разминание (в том числе и продольное — выжи­мание), непрерывистая вибрация (потряхивание) и снова поглаживание, а для суставов — поглаживание, растирание, поглаживание. Все массаж­ные движения выполняют от периферии к центру в умеренном темпе. Не следует выполнять такой самомассаж дольше 10—15 мин.

Элементарные приемы самомассажа рационально использовать и для подготовки рук к предстоящему массажному воздействию (для их разогрева).

  • Растирание ладоней движениями вверх-вниз (рис. 1)
  • Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев движе­ниями вверх-вниз (рис. 2)

 

рис.1

Рис. 1     

 

 

Рис.2

Рис. 2

                                                                                                            

  • Потирание ладонной и тыльной поверхностей кистей рук, как при их мытье (рис. 3)
  • Сжимание кистей рук со сменой их положения (рис. 4)

Рис. 3

 Рис. 4

                                                                                                            

  • Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание паль­цев другой руки (рис. 5)
  • Похлопывание ладонями (аплодисменты) (рис. 6)

Рис.5

 

Рис.6

                                                                                                    

  • Растирание каждого пальца вдоль, затем поперек ладонными поверхностями большого и указательного пальцев или внутренни­ми (боковыми) поверхностями указательного и среднего пальцев (рис. 7)
  • Растирание и разминание ладоней и тыльной поверхности кистей шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
  • Разминание ладонной и тыльной поверхностей кистей с помощью грецкого ореха или шарикового рифленого массажёра: его кладут между кистями рук и совершают круговые движения, постепенно увеличивая силу нажима и темп (рис. 8).

Рис.7

 

Рис.8

 

Тренировка кондиционных способностей

При совершенствовании кондиционных способностей основное внимание уделяют гибкости суставов, эластичности, силе и вынос­ливости основных мышечных групп, значимых для профессиональ­ной деятельности массажиста. Скоростные качества не столь важны для массажной практики и, как правило, не требуют дополнительного развития.

Гибкость. У профессионального массажиста должны быть гибкие суставы, эластичные связки, не зажатые, без блоков и без болезнен­ных уплотнений мышцы. Для этого надо систематически выполнять упражнения на развитие гибкости — растяжки прежде всего для мышц плечевого пояса и свободной верхней конечности. Каждое растяжение удерживают в течение 30 с. Повторяют 4—6 раз. Основное движение выполняют на выдохе.

  • И. п. — стоя, согнуть одну руку в запястье с помощью другой. Выпрямить ее, удерживая за кисть другой рукой.
  • И. п. — стоя, руки согнуты и находятся на уровне груди, кисти соприкасаются ладонными поверхностями. Надавливать ладонью одной руки на пальцы другой.
  • И. п. — стоя или сидя. Пассивные движения (сгибание-разгибание, приведение-отведение, круговые движения, тракция, ротация) в суставах пальцев обеих кистей.

Сила, выносливость. Для развития силовых качеств можно исполь­зовать как статические, так и динамические упражнения свободного характера, с сопротивлением, отягощением в уступающем или преодо­левающем режимах.

Изометрическое напряжение мышцы удерживают в течение 7—10 с, а упражнения с сопротивлением выполняют по 10—15 раз.

Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса и свободной верхней конечности можно выполнять с дополнительными предмета­ми: гантелями, пружинным эспандером, резиновым бинтом, кистевым эспандером и др.

Простейшее, но эффективное приспособление для развития силы мышц пальцев — кистеукрепитель. Это круглая палка длиной 55 см, имеющая два диаметра: в средней части, длина которой 26 см, — 5 см, по краям — 3 см. В средней части просверлено отверстие, через кото­рое проведен шнур длиной 50-70 см. На одном его конце завязан узел с таким расчетом, чтобы он не мог пройти в отверстие. К другому концу шнура прикреплено отягощение (гантель весом 5—10 кг).

С помощью этой палки можно выполнить следующее упражнение: перехватывая ее поочередно кистями рук, накручивать на нее шнур с грузом. Затем, вращая палку в противоположном направлении, раз­матывать шнур. Упражнение можно выполнять, держа палку перед собой и за спиной, хватом сверху и хватом снизу, накручивать шнур к себе и от себя, при этом держа руки на средней, более толстой части кистеукрепителя или по краям — на более тонкой.

  • И. п. — стоя, согнуть одну руку, заведя ее за голову, локоть направ­лен вверх, кисть находится на лопатке. Захватив локоть кистью другой руки, потянуть его вниз.
  • И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, в руках гимнастическая палка или веревка. Руки за спиной на ширине плеч обратным хватом. Медленно поднять их над головой и завести вперед, затем выпол­нить движение в обратную сторону.
  • И. п. — стоя, подняв одну руку на уровне плеча и согнув ее в лок­тевом суставе. Другой привести согнутую руку по направлению к противоположному плечу в горизонтальной плоскости и потя­нуть локоть к плечу. Выполнить с противоположной стороны.
  • И. п. — стоя, руки заведены назад на уровне плеч, упираются в стену, пальцы направлены вверх. Согнуть ноги и несколько опу­ститься вниз, не отрывая рук от стены.
  • И. п. — стоя или сидя. Ладони сложить вместе, чтобы подушечки одноименных пальцев соприкасались друг с другом. Удерживая руки на уровне груди, плотно прижать ладони друг к другу, после чего с сопротивлением, опираясь только на кончики пальцев, отжать ладони, одновременно разводя пальцы друг от друга. Затем вновь с силой свести пальцы и ладони в и. п.
  • И. п. — стоя лицом к углу комнаты или дверному проему. Подняв руки в стороны, чтобы локти были на уровне плеч, а предплечья направлены строго вверх, упереться ладонями в стену или дверной проем, чтобы растянуть грудные мышцы, и сделать шаг вперед.
  • И. п. — стоя, заведя одну руку за спину. Захватить другой локоть согнутой руки и потянуть через среднюю линию спины, чтобы стабилизировать левое плечо. Наклонить голову к правому плечу. Повторить с противоположной стороны.
  • И. п. — лежа на спине, согнув ноги в коленях, стопы на полу. Руки переплетены за головой. Потянуться головой к груди, при этом не отрывая лопаток от пола.
  • И. п. — стоя или сидя. Ладони сомкнуты перед грудью. Прогибать пальцы одной руки пальцами другой с преодолением сопротивле­ния.
  • И. п. — стоя или сидя. Надавливать ладонной поверхностью пальцев одной руки на тыльную поверхность сомкнутых пальцев другой, преодолевая сопротивление. Выполнить упражнение, поменяв руки.
  • И. п. — стоя или сидя. Сцепив крайние фаланги пальцев, сжимать в кулак пальцы правой руки, преодолевая сопротивление левой. Затем проделать упражнение, сгибая в кулак пальцы левой руки. Это упражнение можно выполнять сцепленными в межфаланго­вых суставах пальцами.
  • И. п. — стоя. Повернув голову до отказа влево, правой ладонью упереться в подбородок. Преодолевая сопротивление правой руки, повернуть голову до отказа вправо — вдох. Вернуться в и. п. — выдох. Повторить упражнение, повернув голову вправо, упереться ладонью левой руки в подбородок.
  • И. п. — стоя, упереться ладонями в подбородок. Преодолевая сопротивление мышц шеи, медленно руками надавливать на под­бородок, отклоняя голову назад, — вдох. Затем, преодолевая сопротивление рук, наклонить голову вниз — выдох.
  • И. п. — стоя, соединив пальцы на затылке. Преодолевая сопро­тивление мышц шеи, руками наклонить голову книзу до касания подбородком груди — выдох. Затем, преодолевая сопротивление рук, отклонить голову назад — вдох.
  • И. п. — стоя, руки за головой, кисть правой руки удерживает запя­стье левой. Преодолевая сопротивление левой руки и удерживая локоть правой в крайнем верхнем положении, разогнуть правую руку по направлению вверх — вдох. Затем, преодолевая сопротив­ление правой, согнуть ее левой рукой до и. п. — выдох. Выполнить с противоположной стороны.
  • И. п. — сидя на стуле. Обхватить руками колено одной ноги, сделав вдох, преодолевая сопротивление ноги, притянуть колено к груди — выдох. Затем, оказывая сопротивление руками, разо­гнуть ногу до исходного положения — выдох. Выполнить с проти­воположной стороны.
  • И. п. — то же, что в предыдущем. Обхватить пальцами правой руки левое плечо и, преодолевая сопротивление, привести левую руку к правой стороне груди, затем, преодолевая сопротивление правой, вернуться в и. п. Сменив и. п. — обхватив левой рукой правое плечо, проделать то же упражнение. В и. п. — вдох, приводя руку к груди — выдох.
  • И. п. — стоя, руки вдоль туловища. Левую ладонь положить на пра­вую. Преодолевая уступающее сопротивление левой руки, согнуть правую в локтевом суставе — вдох, затем давить левой рукой на правую и, преодолевая ее сопротивление, вернуться в исходное положение. Выполнить с противоположной стороны.
  • Исходное положение (и. п.) — лежа на животе, руки согнуты в локтях, предплечья опираются о пол. Не отрывая предплечий и живота от него, отжаться, чтобы выгнуть спину в верхнем груд­ном отделе.
  • Еще одно упражнение с дополнительным предметом на развитие силы мышц кисти: взявшись за угол развернутой газеты, начать ком­кать ее одной рукой, стараясь собрать весь лист в кулак. При этом поправлять бумагу другой рукой не разрешается.Полезное упражнение для тренировки пальцев — отжимание в упоре лежа на пальцах, при этом туловище и ноги должны составлять одну прямую линию. По мере тренированности отжимания выполняют, опираясь сначала на четыре, затем на три, а потом и на два пальца каж­дой руки.Рекомендуют каждые 2-3 мес усложнять комплекс упражнений, увеличивая вес отягощения, количество повторов и интенсивность занятий. Количество повторов ограничивается только чувством утом­ления. Добившись необходимых результатов и выбрав из всего ком­плекса 3—5 наиболее сложных упражнений, выполнять их следует с определенной регулярностью.

    Тренировка координационных способностей

    При тренировке координационных способностей все гимнасти­ческие упражнения вначале осваивают под визуальным контролем, а затем выполняют с закрытыми глазами, сначала обеими руками одно­временно, затем — вместе и по очереди. После освоения конкретного упражнения его начинают выполнять в усложненных условиях — руки впереди, вверху и в стороны, а затем с движением всей руки в вер­тикальной, горизонтальной плоскости и по кругу, выполняя более сложные фигуры («восьмерку»), с одновременным передвижением (ходьбой). Комплекс упражнений подбирают в зависимости от необхо­димости развить конкретную координационную способность.

    Согласованная работа мышц.

  • Тыльное и ладонное сгибание кистей рук. При первом пальцы раз­ ведены в стороны, руки направлены вперед, а при втором сжаты в кулаки, руки вдоль тела.
  •  Вращение кистями рук с разведенными пальцами. При этом ими выполняют движение «волна» (последовательное сгибание и раз­гибание в пястно-фаланговых суставах) (рис. 9).
  • Движение «волна» вначале выполняют только пальцами, затем кистью, а потом всей рукой. Пальцы сомкнуты.
  • Одновременное сжимание пальцев в кулак и разжимание (разве­дение в стороны) напряженных пальцев (рис. 10).

Рис.10

Рис.9

 

Рис.9

Рис.10

 

  • Поочередное сгибание и разгибание пальцев («счет на пальцах»).
  • Смена положений — пальцы выпрямлены, приведены (плоскост­ное положение кисти) (рис. 11), далее большой палец отве­ден, остальные полусогнуты (обхватывающее положение кисти) (рис. 12). Пястно-фаланговые суставы остаются в и.п.

Рис.11

Рис.11

Рис.12

      Рис.12        

 

  • Пальцы сомкнуты, большой приведен. Начав с мизинца, последо­вательно (веерообразным движением) согнуть все пальцы в меж­фаланговых суставах (рис. 13). Пястно-фаланговые суставы оста­ются в и.п. Затем обратным движением привести пальцы в и.п. Большой палец и мизинец в зависимости от фазы движения оста­ются выпрямленными.
  • Поочередно соприкасаться подушечками четырех пальцев с боль­шим (рис. 14).

Рис.14

Рис.13

 

Рис.13

Рис.14

 

  • Поочередные щелчки каждым пальцем (рис. 15).
  • Вращение каждым пальцем по отдельности по часовой стрелке и против нее (рис. 16).

Рис.16

Рис.15

 

Рис.15

Рис.16

 

  • Кроме больших пальцев, остальные в замке. Вращение по часовой стрелке и против нее больших пальцев вокруг друг друга (рис. 17).
  • Разведение пальцев в стороны и сведение вместе («ножницы»), сначала всех вместе, затем парами (большой — указательный, ука­зательный — средний и т.п.).
  • Прижать подушечку большого пальца правой руки к подушечке ука­зательного левой, а подушечку указательного правой — к подушечке большого левой и поместить их над предыдущей парой. Затем расце­пить нижнюю и менять пары местами. Аналогично можно соединять подушечку большого с подушечками других пальцев (рис. 18).

Рис.17

 

рис.16

Рис.18

 

  • Для тренировки согласованной мышечной работы выполняют упражнения с различными предметами. Для мелких мышечных групп кисти (мелкой моторики) используют спичечный коробок, круп­ную монету, карандаш, грецкий орех, специальные массажные шары, шарики для настольного тенниса и др. Взяв в ладонь два одинаковых по размеру грецких ореха или мас­сажных шара, медленно делать круговые движения, перекатывая один через другой или вра­щая их по плоскости ладони друг за другом (так, чтобы они не соприкасались): в правой ладони — по часовой стрелке, в левой — против нее, затем наоборот (рис. 19).
  • Положив на проксимальные фаланги пальцев полусогну­ той кисти металлическую монету, перемещать ее за счет движений пальцев в направлении от указательного к мизинцу и наоборот (рис. 20).
  •  Зажав карандаш или стержень между средними фалангами указа­ тельного и среднего пальцев, вращать его между всеми пальцами кисти, кроме большого (рис. 21).

Рис.19

Рис.20

 

                                                                       Рис.21

 

Определенное значение для развития координации движений имеют упражнения в равновесии (движения руками при стойке на одной ноге и др.), необходимое условие которых — согласованность движений.

Способность к реагированию.

Упражнения на ее развитие характе­ризуются более сложной согласованностью движений. Необходимое условие для их выполнения — сосредоточение внимания занимаю­щегося, поэтому они близко подходят к упражнениям, развивающим внимание и точность движений. Как правило, их выполняют с допол­нительными предметами.

  • Одну руку приподнять на высоту глаз, взять карандаш за конец, а другую установить на уровне пояса. Отпустив карандаш, пытать­ся схватить его другой рукой.
  • Положить монету на боковую поверхность указательного пальца и тыльной стороной большого (ногтем) сделать щелчок так, чтобы монета отскочила вверх. Поймать ее.
  • Зажав монету в кулаке, приподнять руку на уровень глаз, ладонной поверхностью вниз. Отпустив монету, схватить ее, при этом сделав в воздухе рукой круговое движение.
  • Занятия с мячом для тенниса — простые и в то же время чрезвы­чайно эффективные упражнения: малый размер мяча и его прыгучесть осложняют его ловлю, требуя большой точности, внимания и луч­шей координации движений. Наиболее легкие варианты упражнений с мячом — броски вверх. Впоследствии следует выполнять их с отби­ванием мяча о пол, стену, делая бросок одной рукой, а ловя его дру­гой, стараясь попасть в точно определенную цель. Можно, например, ловить его, подставляя руку снизу.

Способность к перестроению двигательных действий. Более сложные упражнения на развитие координации движений подразумевают спо­собность к быстрому и точному перестроению двигательных действий.

  • Пальцы одной руки сжаты в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются (упражнение «кулак—кольцо»).

Способность к дифференцированию параметров движения. Используют кистевой динамометр. Взяв его в руку шкалой вверх, сжать и запомнить результат. Затем попробовать повторить полученные показатели. После освоения этого упражнения проводят тренировку с попыткой повто­рить несколько раз значения «слабое», «среднее», «сильное» усилие.

Способность к поддержанию ритма. Как правило, упражнения выпол­няют за столом, ориентируясь на звук удара руки по поверхности стола.

  • Свободное похлопывание ладонями по столу поочередно и одно­временно, воспроизводя определенный ритм или мелодию.
  • Свободное постукивание пальцами по столу одновременно обе­ими руками и поочередно, воспроизводя определенный ритм или мелодию.
  • Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола (имитация игры на пианино). Выполняют сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно (пооче­редно каждым пальцем).
  • Постукивание по краю стола поочередно большими, указательны­ми и средними пальцами обеих рук.

Усложненный вариант — сочетание упражнений на развитие спо­собности к поддержанию ритма и на перестроение двигательных дей­ствий.

  • Поочередно одной рукой стучат (кулаком), а другой хлопают (ладонью) по столу (упражнение «кулак—ладонь»).
  • Поочередная смена положения рук на столе «кулак—ладонь- ребро».

Способность к произвольному расслаблению мышц.

  • Руку согнуть в локтевом суставе до прямого угла и сильно сжать пальцы в кулак. Напрячься и расслабиться, свесив руку вдоль туловища.
  • Маховые движения руками из стороны в сторону или по кругу (упражнение «мельница»).
  • Энергичное потряхивание расслабленной кистью в ускоряющем­ся темпе.

Специальные способности

Качество работы массажиста в значительной мере зависит от тонко­сти осязания, степени развития мышечного чувства. Эти качества про­фессионал в области массажа должен всемерно развивать. Можно ска­зать, что рука для массажиста — его вторая пара глаз. Но как мышечное чувство, так и тонкость осязания значительно ослабляются при утом­лении. Если первое снижается в арифметической прогрессии, то вто­рое — в геометрической.

Тренировкой чувствительности массажиста следует занимать­ся последовательно: обучение распознаванию формы, консистенции и объемности предметов. Зрительное и слуховое восприятие постепен­но умышленно исключают. Так, улучшить свою пальпаторную чувстви­тельность помогут следующие упражнения.

  • Исследование методом пальпации поверхностей монет, стараясь определить номинал каждой на ощупь, накрывая их все большим количеством листов бумаги. Аналогично можно определять номи­нал монет в кармане брюк.
  • Ощупывание и определение мелких предметов довольно сходной формы (например, ключей в связке).
  • Обнаружение остеолигаментарных реперов через поверхностные кожные слои.

Включение в процесс профессиональной подготовки массажистов элементов биоэнергетики, методических принципов по энергетическо­му воздействию и защите не может быть признано рациональным ввиду разных требований к развитию чувствительности у массажистов и так называемых экстрасенсов. Если в первом случае требуется совершен­ствование контактного чувства (осязания), во втором — дистантного (различение на расстоянии от пациента ощущений тепла или холода).

 

Закрепление и дальнейшее совершенствование приобретенных двига­ тельных навыков.

Для поддержания достигнутых результатов на опти­мальном уровне необходимы регулярные систематические физические занятия.
Желательно, чтобы начинающий массажист уже имел определен­ный опыт в вопросах физической культуры. Занятия такими видами спорта, как айкидо, дзюдо, йога, гимнастика, плавание и др., где необходимо совершенное владение собственным телом, всегда благо­ приятно сказывается на усвоении необходимых для массажа двига­тельных навыков, так как одновременно с ростом этих знаний все тело занимающегося проходит подготовку для решения будущих сложных координационных задач.
А вот занятия бодибилдингом, атлетической гимнастикой и тому подобными видами физической культуры, наоборот, могут отрицатель­ но сказаться на овладении свободой и легкостью движений, требую­щихся для массажной практики.
Благоприятное воздействие на развитие ловкости и пластичности движений кисти и пальцев рук массажиста оказывают также занятия изобразительным искусством (лепкой), жонглирование предметами и особенно проведение фокусов (с картами, с монетой), не требующих дополнительных приспособлений, кроме собственных рук.
Со временем каждый массажист окажется в состоянии перенести полученные способности в массажную технику, не только приведя ее к собственным индивидуальным характеристикам, но и создавая новые, оригинальные массажные приемы и их комбинации.
Сам по себе массаж — превосходные упражнения для освоения мануальной техники, выполняемые на «пациентах-натурщиках» с обо­юдной пользой. Приемы массажа следует повторять при каждом удоб­ном случае. Из своего рабочего дня, даже чрезвычайно напряженного, ежедневно можно выкроить 10 мин, что достаточно для корректного массажа. Такой сеанс, безопасный для пациента, зачастую представля­ет собой не только тренировочный, но и настоящий терапевтический акт.

Полезности,Статьи

\

Последние записи в блог:

  • ТРЕНИРОВКА РУК МАССАЖИСТА 07/12/2022
  • Грыжа поясничного межпозвоночного диска 07/04/2018
  • Синдром миофасциальной боли (мышечная боль), в нижней части спины 06/04/2018

Рубрики

  • Боли в нижней части спины
  • Полезности
  • Статьи
@ 2025 Курсы массажа в Севастополе - с медицинским и без медицинского образования

WhatsApp